Мода и искусство идут рука об руку. В Челябинске художник и дизайнер объединились для проведения лекции и презентации выставки

Мода и искусство идут рука об руку. В Челябинске художник и дизайнер объединились для проведения лекции и презентации выставки

В преддверии самого ожидаемого события в жизни модных горожан: Long Fashion Weekend (LFW) fall/winter 2017-18, в магазине IQONS с нетривиальным интерьером и концептуальной коллекцией состоялась лекция-рассуждение о взаимодействии искусства и моды «Art and Fashion» от Марины Альвитр и презентация выставки «Слои времени» Сергея Акрамова (граффити-художника).

LFW состоится 23 сентября в зале органной и камерной музыки «Родина». Место  для проведения показа выбрано не случайно, так как основная тема LFW будет посвящена  новой элегантности и тому, как классику прочитать по-новому.

На входе в магазин IQONS нас встретила Елена Олещенко (прим. организатор LFW team), которая так прокомментировала основание для проведения лекции: «LFW team заботиться не только о визуальной составляющей, но и о составляющей наполнения, для нас важно заниматься и образовательными проектами».

Пока собирались гости, кто-то рассматривал представленные коллекции, кто-то угощался напитками и обсуждал предстоящий LFW, а нам удалось поговорить с Мариной Альвитр (прим. бывший арт-директор Ural Vision Gallery, директор Alvitr Gallery, куратор более 50 проектов в России и за границей, арт-блогер):

Сегодня я расскажу про связь моды и искусства, глобальная цель моей лекции — это показать, что есть некое культурное поле, с которого искусство и мода черпают общие тенденции и тренды. Показать, как прямую взаимосвязь между художниками и модными дизайнерами, которые объединяются коллаборацию, так и на примере Louis Vuitton показать взаимодействие высокого и низкого. А также и то, что если человек анализирует происходящее в культурных сферах, то он может ориентироваться в трендах, которые существуют в мире и в обществе.

Для того чтобы лучше ориентироваться в трендах, необходимо обращать внимание на дома высокой моды, на то, что происходит в современном мире, а не на каких-то локальных площадках, потому что все существующие тенденции — это глобальные тенденции. Ну, и, конечно же, больше читать, больше смотреть, больше путешествовать в Нью-Йорк, в Лондон и понимать современную философию, осознавая то, как меняется наше сознание и понимание мира, потому что философия является своеобразным родоначальником и искусства, и моды.

Лекция началась с цитаты Коко Шанель: «Платье — это не трагедия и не картина, это очаровательное и недолговечное творение, но не бессмертное произведение искусства», — которая стала лейтмотивом рассуждений о взаимодействии моды и искусства. В качестве примеров были продемонстрированы тандемы:

  • Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали, которые воплощали в своих совместных работах сюрреалистические идеи, витавшие в воздухе;
  • Ив Сен-Лоран и Пит Мондриан, с революционной идеей перенести абстрактную живопись на ткань, воплощенную в коллекции платьев «Мондриан».
  • Александр Маккуин и Джексон Поллок, с концептуальным шоу со статусом полноценной арт-выставки, ярким примером является финал показа коллекции No.13 s/s 2013 года.

Марина так подытожила первую часть лекции:

Стирание границ между высоким и низким, это то что диктует общество, оно не хочет больше градаций, так как у всех есть инстаграмм, все делают селфи и постят фотографии. Знаете, это становится воплощением американской идей поп-арта (прим. поп-арт сделал музеи и галереи искусств более понятными и поэтому более привлекательными для простых людей). В этой стране грандиозно то, что Америка породила новую традицию потребления — богатые покупают совершенно те же продукты, что и бедные. Президент пьет «Колу», Лиз Тейлор пьет «Колу» и ты тоже пьешь «Колу».

После чего были рассмотрены самые известные мировые выставки.

По завершению двух частей Марина отвечала на вопросы слушателей, они долго не отпускали её, но время завершилось, а гостей ещё ждала выставка Сергея Акрамова «Слои времени».

Перед началом просмотра Сергей так прокомментировал свою выставку:

Название выставки выбрано неспроста, поскольку я долгое время вдохновлялся эстетикой рванных уличных объявлений, которые я воспринимаю как определенный городской язык, современный язык, отображающий скоротечность жизни и сегодняшнего дня. Одни объявления клеятся, на них позднее наносят другие, и все они в итоге обрываются и забываются. В результате и получается такая аллегория – слои времени.

Я эту технологию воспроизвожу и делаю со своими картинами, тоже что делает время: порчу, закрываю, перекрываю, от сюда появляется многогранность и многослойность. И всегда по-разному перекрываю основной слой, но в переделах от 20 до 70%, при этом не жалею, что закрываю какие то моменты, так как это все делается для определенного результата и эффекта.

Между моими работами можно провести аналогию с впечатлением, к примеру, когда мы попадаем в среду очень интересную и насыщенную, наш взгляд не может воспринять всю картину целиком, он бегает и как бы вырывая фрагменты из реальности. И по сути холст это один видовой кадр и в плоскость одного кадра я пытаюсь собрать все эти фрагменты из реальности, которые нас впечатлили и получить яркое впечатление.

И действительно, картины завораживали, и чем больше мы их рассматривали, тем больше находили новые элементы, они были подобны воронке, так как сначала был виден холст, на котором была нарисована картина аэрозольной краской и детали выделенные акрилом. После чего мы наблюдали органичное сочетание полярных вещей: фигуратив и реализм. Затем приходило понимание того, что в каждой картине есть три константы: человек, природа и город, которые изучает художник, и изучает их не по отдельности, а во взаимосвязи. Когда на второй план уходил материал, техника и моменты, лежащие на поверхности, в голове каждый «новый поворот калейдоскопа» открывал всё более глубокое понимание истории, которую рассказывал художник.

Гости ещё долго не расходились, кто-то рассматривал картины, кто-то фотографировался, кто-то разговаривал с художником, а кто-то говорил о соразмерности цены и представленных картин (прим. стоимость представленных работ варьировалась от 50 000 до 80 000 рублей).

Уходя, я ловила себя на мысли, что поднятая тема будет вечным вопросом обсуждения и исследования, так как всегда будут те, кто будет говорить о популяризации искусства посредством моды, другие будут утверждать, что сотрудничество дизайнеров и представителей искусства — маркетинговый ход, а третьи будут верить, в то, что мода – это искусство. Как бы там ни было, эти два феномена на протяжении многих веков идут рука об руку и в дальнейшем мы будем видеть отражение искусства в модных тенденциях и наоборот.

Автор текста: Тата Штейн

Фото: Ника Варгот