Как начать разбираться в современном искусстве?

Как начать разбираться в современном искусстве?

Автор работы на фото Такаси Мураками

Последнее время актуальность и спрос на современное искусство растет, при том лишь немногие в нём разбираются. Корреспондент Юс24 провела выходные в интенсивном курсе «Как разбираться в современном искусстве».

Для всех, кто планирует наконец-то начать разбираться в современном искусстве, узнать больше имен и понять, чем так ценны их творения, искусствовед, куратор, галерист, главный редактор портала ChelDesign.ru Марина Денкевич, совместно бакалавром культурологии, куратором 2-х проектов, участвовавших в Параллельной программе Уральской индустриальной биеннале современного искусства и ряда выставок современного искусства Яной Фесик, создали курс «Как разбираться в современном искусстве».

Марина Денкевич о курсе:

В настоящий момент есть запрос на этот курс и запрос именно от круга людей, которые интересуется искусством. Да, он не такой большой, как хотелось бы (улыбается), но он есть. Курс направлен на то, чтобы слушатель не просто запомнил имена современных художников, а поменял своё восприятие картин, пытался понимать и различать современное искусство. Мы с Яной стараемся объяснять, почему художник решил работать именно в выбранном стиле, что он хотел донести, и что происходило в это время в мире. Что касается последующих курсов, то они будут проходить по мере формирования группы. А пока формируются группы, у всех есть возможность посетить наши арт-ужины.

24 марта первая лекция курса началась с истории о немецком художнике Йозефе Бойсе, который отказывался ставить оценки ученикам, и его учеником мог стать каждый, независимо от возраста, профессии, образования, национальности и способностей. Он считал, что не может решать за своих учеников художники они или нет. И сейчас настало такое время, когда человек сам за себя решает быть художником или нет. Фигура художника встала на одну позицию со его произведением.

Перед тем как перейти к направлениям, Марина Денкевич рассказала про критерии оценки современного искусства: время создания произведения искусства, личность художника, культурный контекст, который происходит вокруг него, уникальность идеи, личное ощущение.

Далее Яна и Марина пояснили основные различия в таких направлениях, как: импрессионизм, дадаизм, авангардизм, кубизм, сюрреализм, соцреализм, абстракционизм и рассказали о многих тонкостях.

Участники курса поделились своими впечатлениями о первом дне:

Нона Кулагина:

Современное искусство – это искусство 21 века, в котором я плохо разбираюсь. Это и стало основанием для того, чтобы пойти на данный курс. При этом сегодня было много полезной информации. Но мне бы хотелось, чтобы было больше информации о художниках Челябинска и области, т.к. я считаю многих из них не менее интересными, чем представители столицы или Европы.

Елизавета Сычёва:

Чтобы узнать, что-то новое для себя я приняла решение идти на курс. Сегодня был насыщенный день, но личным открытием для меня стала акула Дэмьена Херста, теперь хочется прийти домой и посмотреть что-то подобное.

Работа Дэмьена Херста

Второй и заключительный день курса начался с бурных обсуждений полученных и переосмысленных знаний. Плавно перешли к лекции о послевоенном и актуальном искусстве, к рассказам о протесте художников, к арт-миру, который создавал инсталляции, перформансы и хэппенинги.

Впечатлениями о втором дне курса поделились слушатели:

Екатерина Камынина:

Современное искусство – это, то что актуально, то что цепляет и вдохновляет. И для меня это особенно важно, т.к. я дизайнер интерьера и считаю, что любой профессионал должен развиваться в смежных отраслях, в том числе и искусстве. После курса изменилось моё мировосприятие, я стала понимать смысл картин и по-другому воспринимать искусство.

Андрей Филипов:

Современное искусство – это что-то достаточно личное, и в то же время общественное, с неординарным подходом и подачей, неординарным использованием материалов. Курс интересно подан даже для человека с базовым уровнем понимания, что такое современное искусство. Немного не хватило какой-то последовательности, а так всё было понятно.

На курсе присутствовало много неформального общения. Слушатели шутили, делились новостями, личным опытом и совершенствовали свою насмотренность. Многим захотелось продолжить свое погружение в многогранный мир современного искусства.

Отвечая вопрос, как начать разбираться в современном искусстве, можно с уверенностью сказать, необходима база знаний. Причем пополняться эта база должна из разных источников: курсов, прочитанных книг, посещенных выставок и т.д.

Автор работы Джефф Кунс

Автор: Тата Штейн